Национальная трагедия
Американцы были потрясены. За последнюю четверть столетия ученые и
космонавты США совершили 55 космических полетов, и их успешное возвраще-
ние на Землю воспринималось как нечто само собой разумеющееся. Многим
стало казаться, что в Америке почти каждый молодой человек, потрениро-
вавшись несколько месяцев, может лететь в космос. Маколифф, веселая и
энергичная школьная учительница, должна была стать эталоном этой новой
эры. Остается лишь пожалеть, что эта прекрасная эра просуществовала все-
го считанные секунды.
Подвергшись суровой трехмесячной тренировке, учительница была готова
совершить свой фантастический вояж. Ей было поручено провести из космоса
два урока по пятнадцать минут. Телевидение должно было транслировать эти
уроки на весь мир. Маколифф предстояло объяснить детям, как работает
космический корабль, и рассказать о пользе от космических полетов.
К огромному сожалению, ей не удалось использовать свой шанс и провес-
ти уроки, которые вошли бы в историю просвещения.
Вряд ли трагедия "Челленджера" где-нибудь прозвучала громче, чем в
Конкорде. Ведь там, в школьной аудитории, собрались перед телевизором
коллеги Маколифф и ученики, хорошо знавшие ее. Ах, как они ожидали ее
выступления, как надеялись, что она прославит их городок на всю Америку!
Когда распространилась трагическая весть о гибели "Челленджера", все
тридцать тысяч жителей города погрузились в траур.
"Люди застывали на месте, - сказал один житель. - Было такое чувство,
словно умер член семьи".
По советскому радио передали соболезнования американскому народу. В
Москве объявили, что именами двух женщин, погибших на американском кос-
мическом корабле, - Маколифф и Резник названы два кратера на Венере.
В Ватикане папа Иоанн Павел II попросил тысячи собравшихся людей по-
молиться за американских космонавтов, сказав, что трагедия вызвала
чувство глубокой печали в его душе. Премьер-министр Великобритании Мар-
гарет Тэтчер с грустью заметила, что "новые знания иногда требуют в
жертву самых лучших людей".
Сенатор Джон Гленн, первый американец, побывавший на космической ор-
бите, сказал; "Первые из нас всегда знали, что когда-нибудь наступит та-
кой день, как сегодня. Ведь мы работаем с такими огромными скоростями, с
такой энергией, с которыми человечество никогда не сталкивалось".
На всей территории Соединенных Штатов Америки люди по-разному вырази-
ли свою скорбь по погибшим.
В Лос-Анджелесе был зажжен олимпийский огонь, погашенный после завер-
шения Олимпийских игр. В Нью-Йорке погасили свет в самых высоких небоск-
ребах. На морском побережье Флориды двадцать две тысячи человек держали
в руках зажженные факелы...
Почему?
Страна погрузилась в траур. А на мысе Канаверал команды береговой ох-
раны США и НАСА уже приступили к поиску обломков "Челленджера".
Им пришлось ждать еще почти целый час после взрыва, потому что оскол-
ки все падали и падали.
Район поисков охватывал около шести тысяч квадратных миль Атлантичес-
кого океана.
Несмотря на огромную силу взрыва, поисковые партии нашли удивительно
большие обломки, разбросанные по океанскому дну, в том числе и секцию
фюзеляжа "Челленджера".
Что же касается астронавтов, то после интенсивных исследований экс-
перты НАСА допустили, что команда погибла не сразу, как считалось перво-
начально. Вполне возможно, что они пережили взрыв и жили до тех пор, по-
ка кабина не ударилась о поверхность океана.
Экспертам НАСА предстояло решить архисложную задачу: где произошел
сбой?
К этому времени выявились три направления работы. Во-первых, в распо-
ряжении ученых уже был фильм, снятый 80 телевизионными камерами НАСА и
90 камерами, которые принадлежали средствам массовой информации. Во-вто-
рых, существовали миллиарды зафиксированных компьютерных сигналов, кото-
рыми обменивались обреченные космонавты с центром управления полетов. И,
в-третьих, к тому моменту были собраны обломки "Челленджера".
Уже существовало предположение, что лед, образовавшийся на стартовой
площадке накануне запуска, повредил космический челнок, чего опасался
инженер из "Рокуэлла". Также высказывались подозрения, что несколько
дней назад стрела подъемного крана случайно повредила внешнюю изоляцию
топливного бака. Но эксперты НАСА утверждали, что кран зацепил не сам
бак, а только пусковое оборудование.
Вскоре версии и предположения сосредоточились на возможной аварии
топливного бака или на одной или обеих ракетах-носителях. Эксперты уточ-
нили, что каждый такой узел комплекса мог вызвать взрыв. К взрыву могла
привести и утечка топлива через лопнувший шов главного топливного бака.
Специально созданная комиссия начала с пристрастием допрашивать на
закрытых заседаниях высших должностных лиц НАСА и инженеров компании
"Мортон тайокол" - поставщика ракет-носителей на твердом топливе, кото-
рые, как предполагалось, привели к трагедии.